Пурпурная лихорадка

Источник

Сегодня пурпурный обыденный и довольно распространенный цвет, но вы никогда не задумывались о том, почему его нет ни на одном флаге? Дело в том, что вплоть до XIX века пурпурный краситель добывали исключительно из брюхоногих моллюсков семейства Иглянок. В погоне за уникальным цветом люди истребляли их тоннами.

Цвет царей

Ввиду большой редкости и сложности производства, пурпурный считался цветом высшей знати. В Торе (Закон Моисея) Бог велел украсить палатку, в которой хранился Ковчег Завета, именно пурпурными тканями. Александр Македонский одевал пурпурные наряды во время торжественных приемов, а во времена Римской империи пурпурный мог носить только император.

На грани истребления

Источник

Пурпурный краситель (тирский пурпур) был открыт финикийцами примерно за 1600 лет до н. э. Самые крупные производства располагались в прибрежных городах Тире и Сидоне.

Краситель добывали из нескольких видов брюхоногих моллюсков семейства Иглянок. Их железы выделяли особый секрет, который после выпаривания превращается в сухой, концентрированный краситель.

С моллюсками никто особо не церемонился, за века добычи пурпура в «промышленных» масштабах из их раковин образовались целые холмы. Так, в окрестностях Сайды обнаружена гигантская груда раковин – по сути рукотворная стена длиной 120 и высотой в 8 метров.

Для производства 1 килограмма красителя требовалось уничтожить около 200 тысяч моллюсков, при этом для окрашивания 1 килограмма шерсти нужно было 200 грамм красящего вещества. По сути пурпурная краска была самым дорогим красителем в истории. При императоре Диоклетиане в 301 году н. э. 1 килограмм пурпурного шелка стоил 150 тысяч денариев, что в пересчете на современную валюту равно 28 тысячам долларов США.

И, казалось бы, еще немного — и моллюсков в Средиземном море можно будет записывать в Красную книгу, но от полного истребления их спасла война между османами и Византией. в 1453 году при захвате Константинополя были разрушены последние мастерские по производству тирского пурпура. Через некоторое время в Европе началась настоящая «ломка»: все, начиная с епископов и заканчивая монархами, либо переходили на другие, приближенные цвета, либо донашивали остатки пурпурных нарядов.

Наука дарит жизнь

В 1856 году молодой британский химик Уильям Перкин, в ходе многочисленных попыток создать лекарство от малярии, случайно открыл мовеин – синтетический пурпурный краситель. Уже через год производство мовеина было налажено в промышленных масштабах. Пурпур ушел в массы, а улитки больше не боятся тотального истребления.

Источник

14:02
5354