Можно ли запатентовать цвет?
Можно. Определенный цвет или оттенок может являться частью патента на дизайн, то есть быть неотъемлемой частью товарного знака, графического интерфейса, продукта или даже объекта (и такое бывает). С точки зрения маркетинга, монополия на конкретный цвет попросту является бессмысленной, поскольку если конкурент захочет раскрасить продукт в тот или иной цвет, никто и ничто не помешает ему использовать немного другой, незарегистрированный оттенок, который с точки зрения массового потребителя ничем не будет отличаться от запатентованного. На практике защищать фирменный цвет не просто, но все же прецеденты существуют.
Лубутены. Красная подошва туфель стала визитной карточкой французского дизайнера Кристиана Лубутена. В 2008 Бюро по регистрации патентов и торговых марок США зарегистрировало ее как товарный знак. Добиться через суд регистрации в России удалось лишь в 2012 году.
Графический интерфейс. В патентной войне Apple и Samsung американские представители подали в суд на корейского гиганта за копирование цветовой палитры графического интерфейса.
Коричневый-эйфелевый. На протяжении всей своей истории Эйфелева башня неоднократно перекрашивалась, начиная от желтого и заканчивая красно-коричневым. Последние несколько десятков лет башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» — официально запатентованный цвет, максимально приближенный к естественному оттенку бронзы.
Vanish. Так же стоит упомянуть торговую марку Vanish, которая является правообладателем на фиолетовый цвет среди производителей пятновыводителей.
Российская практика. В 2016 году несколько крупных российских компаний: Сбербанк, МТС и «Газпром» получили эксклюзивные права на использование своих фирменных цветов(зеленый, красный и синий соответственно). Патент действует только на оформление торговых марок в конкретной сфере. Например, если какой-либо оператор мобильной связи будет использовать красный в своем логотипе, то такая компания потенциально имеет все шансы обзавестись головной болью в лице МТС.
И хотя цвета до сих пор становились объектами споров крайне редко, судя по всему, для них все еще впереди.