Таинственное свечение картин Куинджи

Осенью 1880г в Петербурге открылась необыкновенная выставка, на которой была представлена всего одна картина. Вся улица была запружена каретами, люди стояли в очереди часами, и во избежание давки организаторы были вынуждены запускать публику группами. Восхищенные обыватели рассматривали полотно в молитвенном молчании, некоторые выходили из галереи со слезами на глазах. Что было изображено на той картине? Обычный пейзаж — «Лунная ночь на Днепре», написанный рукой одного из величайших художников России Куинджи А.И.

Мастер цвета и света

Все работы Куинджи отличает мастерское владение цветом и светом. У него была поистине уникальная способность чувствовать светопередачу и тонкие переходы тонов, что даже проверялось прибором для измерения чувствительности.

Художник был настоящим мастером контрастов и одним из его секретов была система дополнительных цветов. Например, теплый красноватый тон земли на картине противопоставлен холодному серебристо-зеленому оттенку лунного света. Чтобы подробнее разобраться с контрастными приемами, которые использовал художник, можно воспользоваться удобным цветовым кругом в приложении Color Assist. На нем дополнительные цвета расположены противоположно.

Максимальной выразительности мастер добивался, располагая контрастные цвета рядом. 

Кроме того, Куинджи очень внимательно относился к демонстрации своих картин. Во время выставки «Лунной ночи на Днепре» все помещение было задрапировано черной тканью, окна закрыты наглухо, допускалось только комнатное освещение, а свет падал точно на картину.

Асфальтовая Краска

Еще одним секретом художника была краска, но не фосфорная, как предполагали его современники, а асфальтовая. Ее изготавливали из асфальта и относили к масляным краскам. Из-за своей прозрачности и легкости наведения, а также благодаря чистому коричневому цвету, ее часто использовали при глазировке. Такая краска легко смешивается с любыми цветами, за исключением белого, передавая им бархатистость и насыщенность. В слабом растворе она лишь оживляет цвет, как лак.

Такая краска достаточно долго сохнет, что приводит к ломке лака. Кроме того, она постепенно чернит все с чем соединена, поэтому используется преимущественно в темных цветах. Особенно это заметно на его шедевре «Лунная ночь на Днепре», который еще до выставки, за баснословные деньги, приобрел великий князь Константин. Владелец так высоко ценил картину, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Под воздействием влажного соленого воздуха масляная краска потемнела и потускнела, и сейчас картина заметно отличается от оригинала.

Краски Куинджи потемнели со временем

Все эти приемы, вместе взятые, и создавали то завораживающее свечение, которое и выделяет работы Куинджи среди других художников.

12:38
8455